Композиторы и певцы танго 

перевод – Ольга Хованчук

Роберто Фирпо (Roberto Firpo, 1884-1969)

Роберто Фирпо родился в Буэнос Айресе в районе Лас Флорес и умер в столице в возрасте 85 лет. Пианист, руководитель музыкального коллектива и композитор он начал свою карьеру в качестве рабочего. Он работал продавцом в магазине, строителем, таможенным офицером и подмастерьем на обувной фабрике.

В 1913 г. на прослушиваниях для оркестра кабарэ ему неожиданно улыбнулась удача. Среди подавших заявки был оркестр «Хенато» (Genato Ensemble). Фирпо был пианистом в этом оркестре, однако создавалось ощущение, что весь коллектив и пианист соревнуются друг против друга. Фирпо добился успеха и вызвал этим сильную зависть своих бывших коллег. Один из гитаристов оркестра «Хенато» ударил его ножом и Фирпо попал в больницу. Однако это не омрачило его успеха.

За 60 лет творческой деятельности Фирпо создал более 200 произведений, обогативших мир танго.

A media luz (tango), La puñalada (milonga), Sueño florido (vals)

 

Анхель Д'Агостино (Angel d’Agostino, 1900-1994)

Пианист, руководитель музыкального коллектива родился в Буэнос Айресе и уже в 11 лет был участником молодежного оркестра. В этом оркестре он играл вместе со своим другом Хуаном Д'Ариензо, в чьем оркестре потом играл на пианино. Как самый лучший пианист своего времени Д'Агостино стал ключевой фигурой Золотого Века танго в 1940-х годах.

Он хотел приспособить музыку для танцевания. А так же поддержать своим творчество известных певцов танго таких, как Анхель Варгас (Angel Vargas), вместе с которым Д'Агостино дибютировал в 1932 г. и разделил триумфально успешные представления на сцене.

El porteñito (milonga)

 

Анхель Варгас (Angel José Lomio Vargas, 1904-1959)

Певец Анхель Хосе Ломио Варгас родился в Буэнос Айресе, и его первые выступления состоялись в небольшом кинотеатре в районе Барракас. Он познакомился с Анхелем Д'Агостино в 1932 г. и вместе они успешно выступали с тех пор в разных коллективах. Его голос был чистым и ясным, с очень точными переходами, а исполнение отличалось неповторимыми акцентами.

 Сюжеты текстов его песен, ностальгия, милые веселые ситуации быстро завоевали популярность и восхищение публики. Он был одним из самых любимых исполнителей Д'Агостино.

Tristeza criolla (vals), Nunca más (tango), Zapatitos de raso (milonga)

 

 Педро Лауренц (Pedro Blanco Laurenz, 1902-1972)

Педро Бланко Лауренц родился 10 октября 1902 и умер 7 июля 1972 в Буэнос Айресе. Его первое выступление состоялось с секстетом Хулио де Каро в 1925 г., когда знаменитый бандонеонист Педро Маффиа ушел из оркестра, а Лауренц занял его место. В 1934 г. он организовал свой собственный оркестр, в котором играли многие известные музыканты, такие как Освальдо Пуглиесе.

Уже в 1960-х Лауренц играл в составе всемирно известного Квинтета Реал (Quinteto Real) вместе с Орасио Сальган (Horacio Salgan, пианино) и Убальдо де Лио (Ubaldo de Lio, гитара).

Milonga compadre (milonga), Amurado (tango)

 

Освальдо Пуглиесе (Osvaldo Pugliese, 1905-1995)

Освальдо Пуглиесе родился 2 декабря 1905 и умер 25 июля 1995 в Буэнос Айресе. Когда он был ребенком, отец дал ему скрипку и с этого момента началась музыкальная карьера Освальдо.

В начале он не знал нот, но проявил такой талант в музыке, что родители отдали его в консерваторию.

Там он заинтересовался игрой на фортепиано. В возрасте 15 лет он как пианист, руководитель музыкального коллектива и композитор впервые выступил со своим трио в одном из кафе Буэнос Айреса. Затем он выступал во многих других коллективах с такими музыкантами, как Роберто Фирпо и молодой Анибаль Тройло. Свой оркестр он представил в кафе «Эль Насьональ» на улице Корриентес. Развитие этого оркестра и его музыка стали легендой в истории танго.

Освальдо Пуглиесе был руководителем оркестра более 50 лет. Было много периодов, когда он не мог появляться на сцене по политическим причинам: он был осужден на тюремное заключение за поддержку коммунистической партии. Тем не менее, его музыканты продолжали выступления и в знак уважения к своему руководителю всегда клали красную гвоздику на фортепиано, за которым он должен был сидеть. Освальдо Пуглиесе был живой легендой. Его могила находится на историческом кладбище «Чакарита» в Буэнос Айресе, а недалеко от него покоится другая легенда танго – Анибаль Тройло.

Puente Alsina (tango), Dos que se aman (tango), Requerdo (tango)


 Квинтет Пиринчо, Франсиско Канаро 
(Quinteto Pirincho, Francisco Canaro, 1888-1964)

Франсиско Канаро, которого называли «Пиринчо» родился в Бунос Айресе в районе улиц Уругвай и Сан Хосе де Маё 26 ноября 1888 и умер 14 декабря 1964 г. Скрипач, руководитель оркестра и композитор, он провел детство будучи сыном итальянских иммигрантов и стал гражданином аргентины только в возрасте 50 лет. В молодости он работал на фабрике жестяных изделий, где он создал свою первую «скрипку». На этом «инструменте» с резонатором из жестяной банки из-под оливкового масла и грифом из деревянной дощечки Канаро практиковался самостоятельно до тех пор пока не смог приобрести настоящую скрипку. Впервые он выступил со своим оркестром в 1925 г. в Париже, и играл на сценах Европы, Северной америки и Японии.

Muchacha (vals), Milonga de mis tiempos (milonga), Que le importa el mundo (tango)

 

Родольфо Альберто Бияджи (Rodolfo Alberto Biagi, 1906-1969)

Родольфо Биаджи родился в районе Сан Тельмо, в Буэнос Айресе 14 марта 1906 г. Пианист, руководитель оркестра и композитор, он начал выступления на сцене в очень молодом возрасте, как и многие музыканты того времени. В 13 лет он работал тапером в кинотеатрах, а в 14 – поступил на работу в оркестр Хуана Маглио (Juan Maglio). В 1935 г. он присоединился к оркестру Хуана Д'Ариензо, а в 1938 г. организовал свой собственный. Его четкие ритмические аранжировки танго иногда казались даже агрессивными, и публика говорила о том, что у него «колдовские руки» (manos brujos).

Deja el mundo como esta (tango), Lagrimas y sonrisas (vals), Campo afuera (milonga)

 

Хуан Д'Ариензо (Juan d’Arienzo, 1900-1976)

Хуан Д'Ариензо родился 14 декабря 1900 г. в Буэнос Айресе и умер 14 января 1976 г. Скрипач, руководитель оркестра и композитор, он начал учиться играть на скрипке в консерватории «Масканьи» (Mascagni) когда ему было 12 лет и вышел на сцену в составе молодежных оркестров в кинотеатрах и театрах. В конце 1920-х он организовал свой собственный оркестр вместе с Франсиско Фиорентино, который играл на бандонеоне. Оркестр Д'Ариензо был не самым успешным коллективом, до тех пор пока к нему в 1935 г. не присоединился Родольфо Биаджи в качестве пианиста. Четкий узнаваемый стиль Биаджи сильно влиял на музыку и аранжировки оркестра Д'Ариензо.

Сегодня довольно простой стиль и ясный ритм с четкими акцентами продолжают привлекать публику и поддерживают славу Д'Ариензо как «Короля ритма» (Еl rei del compás).

Valcesito de antes (vals), Gallo Ciego (tango), Francia (vals)


Альбертo Ечагуэ (Alberto Echagùe, 1909-1987)

Альберто Ечагуэ родился 8 марта 1909 г. в Розарио, в провинции Санта Фе и умер 22 февраля 1987 г. в Буэнос Айресе. С 1935 г. он выступал с разными оркестрами, в том числе с Родольфо Биаджи и Хуаном Д'Ариензо. Его выступления с Д'Ариензо были впервые записаны на звуковые носители в 1937 г. Альберто Ечагуэ адаптировал свое пение к ритмической манере игры Д'Ариензо. Их сотрудничество длилось 15 лет.

Requerdos de la pampa (vals), Cabeza de novia (vals), Milonga del corazón (milonga)

 


Эдгардо Донато (Edgardo Felipe Valerio Donato, 1897-1963)

Эдгардо Фелипе Валерио Донато родился 14 апреля 1897 г. в Сан Кристобаль, районе Буэнос Айреса. Скрипач, руководитель оркестра и композитор, он обучался музыке в консерватории имени Ференца Листа в Монтевидео, где его семья жила с 1899 г. Он вернулся в Буэнос Айрес в 1925 г. и основал свой оркестр «Típica y jazz Band Donato». В дальнейшем он играл в разных коллективах в кабарэ, первоклассных гостиницах и театрах. В противоположность последователям «новой школы», Хулио де Каро, Освальдо Фреседо и Педро Маффиа, которые изучали мелодику, гармонию и аранжировки танго для дальнейшего развития музыки, Донато, Роберто Фирпо, Франсиско Канаро были приверженцами «традиционной школы». Тот стиль акцентирования музыкальных фраз, который поддерживали эти музыканты делало их танго особо привлекательным для танцоров. На закате жизни Эдгардо Донато был одним из самых популярных музыкантов Буэнос Айреса.

Ella es así (milonga)


Франсиско Фиорентино (Francisco Fiorentino, 1905-1955)

Этот певец и бандонеонист родился в Сан Тельмо, районе Буэнос Айреса и был известен под псевдонимом «Эль Тано Фиоре». Он начинал как бандонеонист, но затем стал только исполнителем песен. Его стиль пения очень примечателен в истории Золотого Века танго конца 1930-х годов и особенно в 1940-х. Фиорентино тщетно пытался оставить позади куплетное исполнение танго (исполнение только одного куплета песни) 1920-х годов и представить более серьезные тексты. Так он стал связующим звеном между «куплетными» певцами танго (estribillistas) 1920-х годов и певцами танго, работавшими с оркестрами (cantor de orchesta) в 1940-х. Секрет его успеха – прекрасное взаимодействие певца с музыкантами и сотрудничество Фиорентино с легендарным бандонеонистом Анибалем Тройло.

Фиорентино впервые выступил вместе с Тройло 1 июля 1937 г. И проработал с ним до 1 апреля 1944 г., когда основал свой собственный оркестр, где дирижером был Астор Пиаццолла. Он выступал в составе многих оркестров и умер в автомобильной аварии в 1955 г.

Mano brava (milonga), Ficha de oro (milonga)

 

Люсио Демаре (Lucio Demare, 1906-1974)

Люсио Демаре родился в Буэнос Айресе. Пианист, руководитель оркестра и композитор, он начал свою карьеру как скрипач и работал в разных коллективах. В 1926 г. он и его отец были приглашены в оркестр Франсиско Канаро для концертов в Париже. Канаро убедил Демаре создать трио «Ируста-Фугазот-Демаре», который впервые выступил в театре «Маравиллас де Мадрид».

Их туры по Европе и Северной Америке были очень успешными. Люсио Демаре был одним из самых лучших исполнителей мелодического танго.

Me llaman el zorro (tango), Malena (tango), Carnavalito (milonga)


Анибаль Тройло (Anibal Carmelo Troilo, 1914-1975)

Анибаль Кармело Тройло был известен под псевдонимом «Pichuco», о происхождении которого до сих пор спорят лингвисты. Он родился 11 июля 1914 г. В районе «Мercado de Abastos». Усердная творческая деятельность Тройло как бандонеониста, руководителя оркестра и композитора, оказала огромное влияние на танго Золотого Века 1940-х годов. Тройло начал играть на бандонеоне в 9 лет и с этого момента больше не расставался с инструментом. В 11 лет он дебютировал в кинотеатре «Petit Colón»

В 13 лет он выступал в составе трио в разных кафе. В 1937 он организовал свой оркестр, вместе с которым он выступал в театре-варьете «Tibidabo» в течение 16 лет. Многие всемирно известные музыканты выступали вместе с Тройло. Он оказывал влияние на современников и последующие поколения исполнителей танго. Для многих он был «настоящим портеньо» кварталов Буэнос Айреса. «Pichuco» считается непревзоденным бандонеонистом всех времен. Он и сейчас остается легендой, а в отношении танго его имя такой же его синоним, как и Буэнос Айрес. Весь город вышел проститься с «El Gordo» (Толстяк), как его звали тогда, в мае 1975 г. День рождения Тройло стал в аргентине Днем бандонеона, а Астор Пиаццолла унаследовал знаменитый инструмент маэстро.

Tres y dos (tango), Mano brava (milonga), Ficha de oro (milonga)

 

Доминго Федерико (Domingo Serafín Federico, 1916-2000)

Федерико родился в Буэнос Айресе. Играл на гитаре, фортепиано, скрипке, но затем решил освоить бандонеон. Он дебютировал на «Радио портенья» в 1931 г. и впоследствии работал с разными оркестрами и музыкантами. В 1944 г. он основал свой оркестр. Бандонеон Федерико можно услышать во многих фильмах, например «История танго» (La historia del tango) и «В такт твоей лжи» (Al compás de tu mentira).

Федерико ездил с выступлениями вместе с Канаро по Японии и США. Он также давал лекции по истории танго, которые он иллюстрировал игрой на бандонеоне. Он прославился не только игрой на бандонеоне и своим оркестром, но также и композиторской деятельностью, критики благосклонно отзывались о его аранжировках. Он является классическим представителем поколения музыкантов Золотого Века танго 1940-х годов.

A lo Pirincho (milonga)

 

  Нелли Омар (Nelly Omar, 1911- ...)

 Нильда Эльвира Ваттуоне (настоящее имя) родилась в Буэнос Айресе, в районе Гуамини. С 1935 г. она включила в свой репертуар многие песни Карлоса Гарделя. Ее симпатии партии перонистов привели к бойкоту ее песен на радио и нелевидении. Поэтому ей пришлось уйти со сцены на многие годы. Только в 1969 г. она вновь стала выступать. Танго «Малена» (и некоторые другие) было написано о ней поэтом Омеро Манци (Homero Manzi), с которым у нее были романтические отношения. «Малена поет танго, как никто другой...» Сейчас ей 98 лет.

Rosas de otoño (vals)

  

Хуан Феликс Маглио (Juan Félix Maglio, 1880-1934)

Хуан Игнасио Маглио (настоящее имя), по прозвищу «Пачо» (Pacho), родился в районе Палермо Буэнос Айреса 18 ноября 1880 г. Он начал играть на маленькой отцовской 13-ти клавишной концертине (гармоника) и в 1899 г. дебютировал на 35-ти клавишном бандонеоне. Техническое совершенствование инструмента (44, 52, 65, 75 клавиш) оказывало влияние на творчество Маглио. Он скончался в 1934 г. и стал первым бандонеонистом, чьи сольные записи сохранились до наших дней. Анибаль Тройло, в свои 14 лет, уже работал в оркестре Маглио вместе с другими музыкантами.

Orollas del Plata (vals)

 


Мигель Кало (Miguel Caló, 1907-1972)

Мигель Кало родился в Буэнос Айресе 28 октября 1907 г. Бандонеонист, руководитель оркестра и композитор, он начал обучаться игре на скрипке в 1923 г. в 14 лет, а бандонеоном стал заниматься только год спустя. В 1926 г. он стал членом оркестра Освальдо Фреседо, чья музыка и стиль оказали большое влияние на Мигеля Кало и впоследствии на его оркестр.

Кало сформировал собственный индивидуальный стиль, который более всего проявился и получил признание в 1940-х. Такие всемирно известные музыканты, как бандонеонисты Доминго Федерико (Domingo Federico) и Армандо Понтиер (Armando Pontier), пианисты Ектор Стампони (Héctor Stamponi) и Освальдо Мадерна (Osvaldo Maderna) работали с Кало в разные периоды.

El vals soñador (vals), El mismo dolor (vals), Tristeza en la calle Corrientes (vals)

Альфредо де Анхелис (Alfredo de Angelis, 1910-1992)

Альфредо де Анхелис родился 2 ноября 1910 г. в районе Андроге Буэнос Айреса и скончался в марте 1992 г. Пианист, руководитель оркестра и композитор, он начал свой творческий путь в 10 лет с игры на бандонеоне. Он принимал участи в концерте на дне открытых дверей своей школы играя на бандонеоне, но в 18 лет решил посвятить себя фортепиано. Он продолжил свои выступления как тапер в кинотеатрах. Через много лет, в 1941 г., де Анхелис создал свой оркестр и дебютировал с ним в кафе «Марзотто» на улице Корриентес. Одним из первых певцов, которые выступали вместе с его оркестром был Флореаль Руиз. Успех оркестра во много сформировался благодаря выбору солистов, с которыми работал де Анхелис, например, Карлос Данте (Carlos Dante) и Хулио Мартель (Julio Martel). Простой музыкальный стиль притягателен естественными гармоничными аранжировками.

Flores del Alma (vals), Pavadita (tango), Sentencia (tango)

 

Карлос Данте Тестори (Carlos Dante Testori, 1906-1985)

Карлос Данте родился в Буэнос Айресе. И его имя связано с оркестром Альфредо де Анхелиса. В 1920-30-х годах он играл в разных коллективах и дебютировал со своим оркестром и певцом Флореаль Руизом в 1944 г. Их сотрудничество длилось до конца 1950-х годов, до того момента, когда певец создал свой оркестр, а потом выступал еще и как солист.

Sentencia (tango), Flores del alma (vals, con Julio Martel)

 


Хулио Мартель (Julio Martel, 1923-2009)

Хулио Педро Ариспе (настоящее имя) родился в пригороде Буэнос Айреса и был наиболее популярен в 1943 г. когда он выступил дуэтом с Карлосом Данте вместе с оркестром Альфредо де Анхелиса. В 1952 г. он начал сольную карьеру.

Flores del alma (vals, con Carlos Dante), Soñar y nada más (vals, con Carlos Dante), Pobre flor (vals, con Carlos Dante)

 

Флореаль Руиз (Floreal Ruiz, 1916-1978)

Руиз родился 29 марта 1916 г. в Буэнос Айресе. Вместе с Альфредо де Анхелисом в 1943 он сделал первую запись после выступлений на радио и на сцене. С 1944 по 1949 он работал с Анибалем Тройло, заменив певца Франсиско Фиорентино. В это время он записал такие незабываемые произведения, как «Flor de lino» и «Romance de barrio». Флореаль Руиз, извистный также под прозвищем «el tata» (мудрый старик), скончался 17 апреля 1978 г. Но он до сих пор считается непревзойденным в истории певцом танго.

Flor de lino (vals), Romance de barrio (vals)

 

 

Подготовлено по материалам:
El Tango, Una guía definitiva, Horacio Salas, 1996.
Revista “Letras de Tango”.
Tango – mehr als nur ein Tanz, 1995.
Wikipedia on-line энциклопедии.
Фотографии с сайта www.todotango.com

Перевод Хованчук Ольги.

http://dalmarket.ru/tango