Почему танго?

Сергей Белокопытов

 

Рассказать о танго проще всего, отвечая на вопросы, которые наиболее часто задают,  интересуясь этим танцем: 


1. Танго танцуют по всей планете. В чем секрет его, все растущей, популярности?

Мне думается, причины весьма просты и человечны… Мы любим общаться, если собеседник нам приятен. Мы любим слушать музыку, если музыка опять же нам приятна. Мы любим обниматься, если человек, с которым мы контактируем, нам приятен. Музыка будит в нас желание двигаться. И если движение гармонично с музыкой и настроением, мы получаем совершенно особенное удовольствие. В этом весь секрет! В танго есть все, что необходимо для удовольствия. Музыка. Атмосфера. Отношения. Взаимное творчество. Свобода чувств и фантазии.  Танго – это вообще «СВОБОДА».  Свобода в выборе движений, в выборе партнеров и отношений.  В наш суматошный век, среди беготни, кризисов и забот особенно ценна возможность остановиться, выдохнуть, и, улыбнувшись, подарить себе несколько часов безмятежности, свободы и удовольствия. Все это дает танго – танец простой, свободный и сильный.

 2.  Где и как появилось танго? В каких городах и странах можно его потанцевать в наше время?

Танго зародилось на обоих берегах Рио-де-ла-Платы, в столицах двух государств – Аргентины и Уругвая. Но, не смотря на бесконечные споры жителей обеих стран, традиционно родиной танго считается Буэнос-Айрес. В конце позапрошлого века из Старого Света в Аргентину, на необжитые просторы гигантской страны хлынул поток эмигрантов. В большинстве своем – крестьян, ремесленников, бродяг и авантюристов, которым в тесной Европе все труднее было найти теплое местечко.. Испанцы, итальянцы, французы, славяне…  Все искали новой жизни. По большей части работа и сколько-нибудь приличное занятие находились для мужчин. И в середине 19-го столетия в огромной стране, с уже окрепшим хозяйством и промышленностью, сложилась уникальная демографическая ситуация! На одну женщину приходилось пятьдесят душ мужского пола! Большинство мужчин могли пообщаться с женщинами только в борделях. Чувственная энергия, бурлящая в этих очень живых людях, находила выход в работе, кабацких застольях, поножовщине, музыке и танцах… Танго изначально было боле распространено как танец-поединок двух мужчин. Затем, сплетясь с румбой, фламенко и другими латинскими и негритянскими танцами, танго перекочевало в бордели и салоны,  и стало приобретать все более чувственный характер. Быт крупных городов страны налаживался, появились театры, школы, и поток женщин-переселенцев неизмеримо увеличился. В бедных кварталах Буэнос-Айреса танго танцевали в каждом кабачке, но и  тогда для многих мужчин танец был единственным способом почувствовать женщину, пережить с ней какую-либо историю. На перекрестках, под звуки бандонеона, мужчины практиковались, совершенствуя свои па, надеясь удивить ими дам. Танго играли, танго пели повсюду. Слова этих песен были просты, движения танца доступны каждому… Постепенно мода на танго распространилась и на богатые салоны города. А с музыкой Франциско Канаро, а также с песнями и фильмами Карлоса Гарделя, танго проникло в Европу. И вот тут-то начался настоящий бум! Не смотря на запреты пуритански настроенных правительств европейских держав и в первую очередь Ватикана, танго стало безумно модным в Париже, Риме, Вене и других столицах. А затем, благодаря Голливуду, и во всем мире. Теперь нет континента, где танго не нашло бы своих почитателей. Австралия, Азия, Европа, Япония, Россия, ЮАР, Америка... Нам доводилось, путешествуя, танцевать танго в Буэнос-Айресе, Будапеште, Пекине, Сайгоне, Москве, Питере, Киеве, Турине, Токио, Венеции …

 3.  В интернете часто попадаются объявления о милонгах в клубах танго и разных кафе. Что это такое – милонга?

Милонга – танго вечеринка. В Аргентине это ночное удовольствие. В Европе и России танго вечера также начинают смещаться с позднего вечера ближе к полуночи. Видимо, ночное время благоприятнее для танца и салонного общения. Хотя каждый находит на милонгах что-то очень свое, в зависимости от музыки, звучащей в этот вечер, от отношения к танго, от настроения, возникающего во время танца.  Аргентинские милонги – это мирок с очень сбалансированными традициями, со своим особенным кодексом поведения. Прежде чем подойти к женщине, мужчина издалека приглашает ее взглядом. В этом случае у дамы есть возможность принять или отклонить приглашение, не обидев при этом никого публичным отказом, который создаст неловкость для всех участников милонги. И лишь обнаружив в глазах дамы поощрение, мужчина отправляется к ее столику… Знакомиться и уходить вместе с милонги – это слишком прямолинейно для аргентинцев. Они скорее сговорятся о встрече в условленном месте, не сделав свою историю достоянием всей милонги.  В Европе и России нравы танго вечеринок попроще. Но и здесь постепенно складываются свои традиции, адаптированные к местным особенностям. И хотя на одних вечеринках звучит норвежский говор, на других французская, русская или английская речь, один язык остается общим – язык аргентинского танго.

 4.  Чем отличается аргентинское танго от европейского?

Европейское танго – это часть программы спортивных бальных танцев. Следовательно, цель изучения европейского танго – спортивный результат. Основным, если не единственным местом, где вы можете посмотреть или потанцевать европейское танго – турнир бального танца. Поэтому танцоры, заучивая и отшлифовывая  свои вариации, практически не уделяют внимания импровизации. Не считая различий в технике ведения, это основное, что рознит два танца. Аргентинское танго – это в первую очередь импровизация. Все его инструменты настроены на возможность танцевать с незнакомым партнером. Танцевать, импровизируя,  слушая лишь друг друга и музыку. Аргентинская музыка, кстати, тоже сильно отличается от музыки спортивного танго более богатой ритмической интригой и чувственными интонациями. Бальное танго эффектно и спортивно. Аргентинское – более социально, интимно и спонтанно. В результате, именно на вечерах аргентинского танго вы можете  испытать удивительное ощущение импровизации, когда в объятии с партнером вы создаете свое танго. Танго, которого не сможете повторить ни вы, ни кто-либо другой, и которое вы проживаете единожды здесь и сейчас!

 5.   Кто может танцевать танго? Нужен ли танцевальный опыт? Есть ли ограничения по возрасту?

Никаких ограничений. Будучи двадцатипятилетним молодым человеком, Вы можете танцевать с весьма пожилой дамой. И это будет для Вас и для наблюдающих за Вами людей интересная, завораживающая импровизация. Просто в таком случае Ваше танго будет наполнено не страстью, а уважением… Танго молодых людей часто более сложно технически и требует от танцоров некоторой атлетики. Импровизации людей зрелого возраста подкупают нежностью и внимательностью друг к другу. Каждый создает то танго, которое он слышит и чувствует. И любой спортивный или танцевальный опыт здесь, безусловно, не помеха, также как и жизненный опыт в целом.  Если же ранее Вы никогда не выходили на танцпол, не беда. Осваивайте язык аргентинского танго и общайтесь на нем себе в удовольствие. А насколько он будет богат лексически, решать только Вам самим.

 6.   Но в чем загадка? Почему только аргентинское танго дает возможность импровизировать?

Это вовсе не так. Все так называемые социальные танцы танцуются в импровизации. Сальса, хастл, румба, танго -  в основе всех этих танцевальных культур заложены инструменты для ведения партнером партнерши. Просто инструменты эти разные. В танго главное – это контактное объятие. С него в аргентине начинается обучение. Помимо возможности выразить свое отношение к партнеру, объятием мы можем предложить то или иное движение, его амплитуду и силу. Партнер предлагает, партнерша следует за ним. Так создается общее движение, общий танец, общая эмоция. В объятии танго несколько больше интимной нежности, но в целом, все социальные танцы схожи в одном – они нацелены на получение удовольствия от импровизации, а не на спортивный результат или эффектность шоу постановок. В этом загадка и изюминка социального танца. И именно в этом притягательная шаманская сила аргентинского танго.

 7.   Верно ли, что сальса и хастл – танцы молодых, а танго более подходит для взрослых и пожилых людей?

Это, безусловно, обобщение. Множество очень взрослых людей танцуют сальсу, находя в ее беззаботных ритмах и движениях массу удовольствия. И, одновременно, многие молодые люди стремятся почувствовать драматическую нежность и чувственность танго. Всем нужны энергия, движение, обновление.  Это продлевает нашу молодость, наполняет нас силой и жизнью в зрелости. Восточные мудрецы советуют умереть молодым, но сделать это как можно позднее. И для этого не нужна помощь лекарей или шаманов. Движение, естественность и удовольствие – вот мистическая формула здоровья и счастливого бытия.

Танго – великолепное, доступное, и очень человеческое шаманство! Танцуйте и живите долго и с удовольствием!